Здесь я планирую размещать ссылки на сайты, полезные в работе музыкального руководителя.

http://plus-msk.ru/

http://www.mp3minus.ru/

http://mp3sort.com/

Урок музыки

Тема: ДУЭТ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ

Возрастная категория: 5 класс

Продолжительность занятия: 30 минут

Цели и задачи урока: формировать устойчивый интерес учащихся к шедеврам музыкального и изобразительного искусства, развивать навыки анализа, обобщения и сравнения, воспитывать навыки коллективного музицирования

 --------------------------------------------------------------------------

Сегодня на уроке нам предстоит соединить два вида искусства: музыку и живопись. Мы постараемся ответить на вопрос: смогут ли они выступать в дуэте? Участники дуэта должны иметь что-то общее между собой, и в чем-то должны друг друга дополнять. Мы постараемся понять, получится ли дуэт из столь разных видов искусства.

В чем разница между музыкой и живописью? (возможные ответы учащихся: музыка – чтобы слушать, живопись – чтобы смотреть). Различия найти нетрудно. Но наша задача – найти общее.

(представить вниманию учащихся репродукцию картины Врубеля «Пан»)

 

Эту картину написал русский художник Михаил Врубель, а называется она «Пан». Посмотрите на Пана: что необычного в его внешности? В чем-то он похож на человека, но на голове у него рога, а вместо ног – копыта. Пан – это мифическое существо, лесной бог. Легенда говорит нам, что родился он таким безобразным, что даже собственная мать испугалась и убежала от него.

Давайте рассмотрим его внимательно. Кажется ли он страшным, грозным, наводящим ужас? С каким выражением глядят на нас его глаза? В какой позе он сидит? Как вам кажется, каково его настроение? Обратите внимание на фон. Какие цвета в нем преобладают?

Все замеченные нами детали картины говорят о том, что она выражает не слишком веселые чувства. В сумерках, на фоне темного леса, грустит Пан. Обратите внимание, что он держат в руке. Это музыкальный инструмент, он называется свирель (многоствольная свирель), или флейта Пана. Она состоит из нескольких трубочек разной длины, скрепленных вместе. Откуда же она взялась?

Согласно легенде, однажды Пан увидел в лесу прекрасную нимфу Сирингу, и влюбился в неё. Но Сиринга испугалась Пана и бросилась бежать от него. Пан пустился вдогонку. Сиринга добежала до реки и стала молить реку о помощи. И река превратила её в тростник. Загрустил Пан, и на память о потерянной любви сделал себе из стеблей тростника свирель. И когда он вспоминал Сирингу – окрестные леса оглашал тонкий и жалобный звук свирели.

Именно свирель мы видим в руке Пана. Может быть, он как раз грустит о Сиринге и собирается опять заиграть на своей свирели.

На свирели играют с помощью дыхания. Как называются такие инструменты? Духовые. Вспомните известные вам духовые инструменты. Среди них флейта – родственница свирели. Сейчас мы с вами услышим её голос.

Прозвучит фрагмент из оперы композитора Глюка «Орфей и Эвридика» - «Мелодия». Орфей был талантливым певцом и музыкантом. Когда умерла его жена Эвридика, он очень горевал. Но если звуки его лиры смогут очаровать властелинов подземного царства, царства мертвых – он сможет вернуть свою Эвридику…

 

(слушание «Мелодии» из оперы «Орфей и Эвридика»)

Gljuk._Melodiya_Orfei_i_JEvridika.mp3

 

Как вам кажется, какие чувства, какое настроение выражает эта музыка? Услышали ли вы в этой музыке движение, стремительность? Если попытаться выразить чувства музыки в цвете – в какой бы цвет вы раскрасили эту мелодию? Похожа ли она на песню? Если да – то о чем в ней поется?

Все, услышанное нами, говорит о том, что музыка эта – грустная, выражающая тоску (по любимому человеку, оплакивание утраты). Хочу обратить ваше внимание на мелодические ходы, которых немало в этой мелодии (наиграть примеры на фортепиано) – ходы из двух соседних, очень близких звуков, идущие сверху вниз. Такие интонации в музыке называются «плачущими интонациями». Давайте попробуем сами исполнить эти короткие мелодии. Как вы думаете, почему музыканты дали им такое название? Почему композитор так часто использует их на протяжении всего фрагмента?

А теперь вспомним увиденную сегодня картину и попробуем сравнить её с «Мелодией». Есть ли у них что-то общее? Что их объединяет? Обе они выражают схожие чувства, передают нам схожее настроение. Сочетаются ли они друг с другом? Подходит ли картина к музыке, и наоборот? Картина делает наше впечатление от музыки полнее, а музыка помогает нам лучше понять картину. Значит, они смогли дополнить друг друга, и их дуэт состоялся.

 

Внеклассное занятие по музыке.

«Ленинградская» симфония – музыка войны, музыка победы.

Театрализованное представление.

Продолжительность – 30 минут.

Возрастная категория учащихся – 7 класс.

Цели: воспитать чувство патриотизма, чувство сострадания, чувство восхищения подвигом народа, укрепить интерес к шедеврам музыкального искусства и выдающимся событиям истории родной страны

 

Действующие лица:

Ведущий

Композитор (Шостакович)

Жительницы осажденного Ленинграда (3 женщины)

Дирижер (Карл Элиасберг)

Ведущий. Маленький транспортный самолет пересекал линию фронта. Он направлялся в осажденный Ленинград. Опасный рейс, но такой важный, такой необходимый. Самолет везет медикаменты для ленинградских госпиталей. Но в этот раз на его борту не только лекарства и бинты. Он везет еще и четыре толстые тетради. Их тоже нужно срочно доставить в город…

А на следующий день в «Ленинградской правде» появилась коротенькая информация: «В Ленинград доставлена на самолете партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича» И дата выхода газеты напоминала о том, что шел июль 1942 года. И город над Невой уже более 300 дней находился в кольце блокады.

(звучит музыка – симфония №7, 1 часть, реприза)

Ведущий. Великая отечественная война. Ленинградская блокада. Страшные страницы истории нашей страны. Город стал фронтом. Люди работают под грохот канонады. Домохозяйки гасят зажигательные бомбы. Школьники на уроках прислушиваются: не начинается ли артиллерийский обстрел. Железнодорожное сообщение со страной прервано. В городе все больше ощущается нехватка продуктов, лекарств, а с наступлением зимы – еще и тепла. Нормы продажи хлеба снижаются. Война привела с собой голод и смерть.

(выходят две женщины – жительницы Ленинграда)

1 женщина. Наш город в снег до пояса закопан.

                      И если с крыш на город посмотреть,

                     То улицы похожи на окопы,

                      В которых побывать успела смерть.

                      Но в то, что умер город наш – не верьте!

                      Нас не согнут отчаянье и страх.

                       Мы знаем от людей, сраженных смертью,

                      Что означает «смертью смерть поправ».

2 женщина. Это правда. Наш город не умер, он живет и борется! И радио работает, и поэты пишут стихи, и дети в школах учатся! Мы победим, мы обязательно победим(вздыхает)… только бы хватило сил.

Ведущий. И в эти тяжелые дни житель осажденного города, композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович задумал свою симфонию, будущую великую Седьмую симфонию, получившую название «Ленинградская».

(выходит Композитор, усаживается за фортепиано, оборачивается к зрителям)

Композитор. Живу и работаю, как все, как требует того время. Пытался попасть в Красную Армию – не взяли. Вступил в полк народного ополчения. Рою траншеи, дежурю на крыше Консерватории во время воздушной тревоги. Делаю все, что могу. Значит, я – тоже солдат. Мы все сейчас солдаты.

(звучит музыка. Симфония№7, мотив сопротивления)

Композитор. Я – композитор, и оружие мое – музыка. Не поэтому ли и начал я работу над этой симфонией, чего требовала душа моя, твердо говоря мне, что это важно.

(композитор встает и начинает медленно и задумчиво ходить по комнате)

Композитор. Самое начало должно напоминать о мирной жизни. О той славной, привычной жизни, к которой война теперь не разрешает нам вернуться. Пусть главная тема будет величественной и героической – ведь работая над ней, я думаю о величии нашего народа, о его героизме.

(звучит музыка. Симфония№7, экспозиция)

Композитор. Чистота и искренность – вот какие черты я хочу придать этой музыке. Пусть в ней раскрывается деятельный и разумный, мужественный и лирический мир.

И вдруг эту мирную и спокойную жизнь не просто нарушает, а именно разрушает вражеское нашествие. Оно начинается как бы издалека, но с каждым шагом становится все ближе и страшнее. Очень аккуратная, симметричная, отрывистая мелодия. Будто марионетки маршируют.

(звучит музыка. Симфония№7, эпизод нашествия)

Композитор. Но нельзя позволить вражеской военной машине безнаказанно подмять под себя всё, что встречается на её пути. Именно поэтому я хочу обозначить еще один мотив – мотив сопротивления.

(звучит музыка. Симфония№7, мотив сопротивления)

(композитор опять садится к фортепиано)

Композитор. Работаю быстро, вот уже и вторая часть к концу идет. Правда, непрерывной работы не получается. Надо уходить на дежурства. Иду дежурить на крышу – таскаю туда и партитуру, не могу оторваться. А потом вижу среди нот собственные пометки – «в. т.» Значит – «воздушная тревога». Как же много их было!..

(звучит музыка. Симфония №7, 1 часть, кода)

Ведущий. 17 сентября 1941 года Шостаковича пригласили в радиокомитет. И вся страна услышала его голос…

Композитор. Я говорю с вами из Ленинграда, в то время, как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом… Два часа назад я закончил две первые части большого симфонического произведения…

Ведущий. Это был не просто отчет о проделанной работе. Композитор хотел, чтобы все знали: город жив! И дух ленинградцев не может сломить даже война.

(звучит музыка. Симфония №7, мотив сопротивления)

(Выходит женщина -  жительница Ленинграда)

Женщина. Мой город непреклонен и спокоен,

                   Не ослеплен слезами взор сухой.

                   Он темными глазницами пробоин

                   На запад смотрит в ярости глухой.

                    Он гордо ждет назначенного срока,

                   Чтоб все сметая на своем пути,

                   Внезапно, справедливо и жестоко

                   Все счеты с неприятелем свести.

Ведущий. Уже были наброски и третьей части, когда Шостакович был эвакуирован из Ленинграда. Окончательная работа над симфонией была завершена в Куйбышеве, где и состоялась премьера.

И вот в июле 1942 года тетради с партитурой держал в руках дирижер оркестра ленинградского радиокомитета Карл Ильич Элиасберг.

(выходит дирижер с партитурой в руках, садится рядом с ведущим)

Дирижер. Эта симфония захватила меня, и одновременно испугала. Где взять такой огромный оркестр? Чтобы исполнить симфонию, требовалось около 80 музыкантов. А в нашем оркестре их было всего 15 человек.

Ведущий. Как пятнадцать? Ведь еще год назад их было больше!

Дирижер. Да, было. Но не все смогли пережить блокадную зиму. Многие наши музыканты уже никогда не смогут сыграть для нас. Это война…

Ведущий. Что же делать? Ведь симфония обязательно должна прозвучать в городе, которому она посвящена!

Дирижер. Она прозвучит. Мы найдем музыкантов – тех, кто сейчас в военных частях или в комендантском оркестре. Мы соберем коллектив.

(дирижер уходит)

Ведущий. И оркестр действительно был собран. Начались репетиции.

(звучит музыка, Симфония №7, фрагмент на усмотрение руководителя)

Ведущий. 9 августа 1942 года. На стенах ленинградских домов появились афиши. Они извещали жителей города о том, что в большом зале Филармонии прозвучит Седьмая симфония Шостаковича. Симфония, которая очень много значила для жителей города – истерзанного, но не побежденного. Музыка борьбы, силы и величия.

(выходит дирижер, за ним – все действующие лица. Звучит Симфония №7, часть 4)

Дирижер. С таким воодушевлением мы не играли еще никогда. Величественная тема Родины, на которую падает зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев – все это было близко и дорого каждому из нас.

Ведущий. Пока звучала Ленинградская симфония, ни один вражеский снаряд не взорвался в городе – артиллеристы самоотверженно трудились над своей, «огненной» симфонией.

Жительница Ленинграда. …И когда в знак начала

                                             Дирижерская палочка поднялась,

                                             Над краем передним, как гром, величаво,

                                              Другая симфония началась –

                                              Симфония наших солдатских пушек,

                                              Чтоб враг по городу бить не стал,

                                              Чтоб город Седьмую симфонию слушал…

                                              …И в зале -  шквал,

                                                  И по фронту – шквал.

                                              …А когда разошлись по квартирам люди,

                                                Полны высоких и гордых чувств,

                                                Бойцы опустили стволы орудий,

                                                 Защитив от обстрела площадь Искусств.

 

Использованы материалы книги «Был город – фронт, была блокада…»(сост. Д. Колпакова и В. Суслов), учебника «Музыкальная литература советского периода», стихи Ю. Воронова, В. Шефнера, Н. Савкова

 

Используемая музыка

-_Op._60_ch.2_Moderato_11-30www.muzico.ru.mp3
-_final_5-52www.muzico.ru.mp3


 

© belka7675

Бесплатный хостинг uCoz