МАСТЕР-КЛАСС

"Разучивание песни на два голоса"

 

Пение - один из основных видов деятельности учащихся на уроках музыки в школе. Однако двухголосным пением учителя, как правило, на уроках не занимаются - дело в том, что это требует много времени и усилий, и один урок в 45 минут в неделю никак не может быть достаточным для полноценного занятия по обучению многоголосному пению.

И тем не менее, ознакомить детей хотя бы с азами пения на два голоса возможно. Начинать делать это следует с самого начала обучения - 1 класс. Я хотела бы познакомить вас с фрагментом такого занятия.

Возрастная категория учащихся - 1-2 класс. Для разучивания используется песня-игра Д. Кабалевского "Игра в гостей".

Сегодня мы будем не просто разучивать новую песню, а играть. Играть в гостей. Для этого нам с вами нужно разделиться на две группы: хозяев и гостей. У каждой группы в нашей песне будет своя роль, своя вокальная партия, которую нам предстоит разучить. Каждая группа будет петь свою мелодию, свои слова, а соединившись вместе, мы исполним песню на два голоса. Петь наши группы будут по очереди, а иногда - одновременно.

Участники мастер-класса получают отпечатанный текст песни, где строчки, исполняемые группой "хозяев", выделены одним цветом, а для "гостей" - другим.

Вы сами видите, строчки, которые будут петь хозяева, выделены фиолетовым цветом, а те, что будут петь гости - розовым. Последняя строчка подчеркнута сразу двумя цветами - что это означает? Это сделано потому, что последнюю строчку обе группы будут петь хором.

Послушайте, как я пропою вам эту песенку.

Текст песни:

 - Здрасте, здрасте, мы вас ждем!

  - Промочило нас дождем.

  - Ожидали мы гостей!

  - Мы промокли до костей.

  - Где ж ваш зонтик?

  - Потеряли.

 - Где галоши?

  - Кот унёс.

  - Где перчатки?

  - Скушал пёс.

  - Это, гости, не беда.

                             (здрасте)

 Заезжайте в ворота,

                             (здрасте)

Поднимайтесь на порог

                             (здрасте)

К нам на яблочный пирог!

А вы заметили, что в тексте было одно слово, которое я не спела? Какое это было слово? Это слово "здрасте". Почему же я не спела его? Да просто потому, что это слово гости поют в то же самое время, когда хозяева поют свою строчку - не могу же я одновременно петь две разные строки! Но у нас здесь две группы, поэтому мы с этим справимся.

1 этап. Сейчас мы с вами прочитаем весь текст песни в заданном ритме, без мелодии. Хозяева и гости по очереди будут читать свои слова.

"Хозяева" и "гости" проговаривают в заданном ритме свои слова - для удобства можно при этом отстукивать такт рукой. Это может делать педагог, или же сами участники мастер-класса.

 Вот мы с вами и добрались до самого сложного места в этой песенке. Здесь хозяева читают свои слова, а гости - одновременно с ними - свои. Важно очень внимательно слушать тех, кто рядом, чтобы одна группа не сбивала другую, чтобы не перепутать слова.

"Хозяева" и "гости" читают свои партии, начиная от слов "это, гости, не беда", сначала по очереди, отдельно. Затем педагог просит "хозяев" прочитать свои строчки, при этом взяв на себя роль "гостей" и проговаривая вслух их партию. Потом те же самые действия производятся с партией "гостей", когда педагог проговаривает партию "хозяев".

А теперь мы с вами соединим строчку хозяев со строчкой гостей. Напоминаю вам, что нужно слушать очень внимательно как тех, кто поет рядом, так и тех, кто работает в другой группе.

"Хозяева" и "гости", соединив свои партии, прорабатывают "двухголосное чтение".

2 этап. А теперь мы с вами можем присоединить к нашим строчкам мелодию - ведь это все-таки песня. Мелодию мы будем разучивать постепенно, начиная с первых четырех строчек.

Педагог пропевает первые строчки сначала одной группы, затем другой, участники повторяют за педагогом, затем исполняют свои партии самостоятельно.

А теперь мы опять добрались до самого сложного эпизода, в котором наши партии звучат вместе, но каждая по-своему. И опять сначала мы проработаем каждую партию отдельно, а потом начнем соединять их.

Педагог повторяет опыт работы на первом этапе: исполняет сначала партию "гостей" вместе с хозяевами, затем партию "хозяев" вместе с гостями.

Теперь нам осталось соединить обе партии, а затем исполнить песню от начала до конца.

3 этап. Мы разучили песню. Но для того, чтобы сделать её по-настоящему яркой и интересной - мы с вами не просто споем её, а ненадолго сделаемся артистами и сыграем песню, будто находимся на сцене. Мы будем сопровождать наше пение движениями.

Участники разучивают движения, которыми будут сопровождать свое исполнение. Первые четыре строчки: участники по очереди (во время своего исполнения) покачивают головой вправо-влево. 

Следующие строчки (слова "где ж ваш зонтик? - потеряли"): участники прикрывают ладонью голову, будто зонтом

На слова "где галоши? - кот унес") участники притоптывают ногами, на слова "где перчатки? - скушал пес" - хлопают в ладоши.

Следующие три строчки "хозяева" поют, покачивая головой вправо-влево, "гости" же, исполняя свое "здрасте", слегка приседают. Последняя строчка "к нам на яблочный пирог" исполняется всеми участниками вместе, при этом они протягивают руки навстречу друг другу

Последним этапом может стать исполнение песни в импровизированном "концерте", где участники будут играть одновременно роли и исполнителей, и слушателей.

Хоровое пение на уроке - это не просто вид деятельности. Оно вырабатывает навыки работы в коллективе, и как следствие - коллективного общения. Уже говорилось о том, что для наилучшего исполнения песни необходимо слушать и слышать друг друга в хоре. А умение слышать друг друга в хоре помогает воспитать умение слышать друг друга и в жизни.

© belka7675

Бесплатный хостинг uCoz